Описание системы опыта работы Рахманиной Н.В.

Из опыта работы
Учителя физической культуры МБОУСОШ №61
Рахманиной Натальи Васильевны

   Внимание к  оздоровительной направленности  физического воспитания связано с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей. 15-20% младших школьников имеют различные патологии. К среднему школьному возрасту  этот показатель достигает  30-35%. Одним из основных факторов, позволяющих изменить эту отрицательную тенденцию, является научно-обоснованное школьное физическое воспитание детей. Ядром педагогического процесса должна быть физкультурно-оздоровительная деятельность, реализуемая на протяжении всех этапов обучения в школе. В современных социально-экономических условиях  школьный урок физической культуры является основной, а иногда и единственной формой регулярных занятий физическими упражнениями для большинства учащихся общеобразовательных учреждений. По данным учёных современный урок в школе лишь на 11-40% удовлетворяет потребность детей в двигательной активности. В рамках модернизации образования учитывая это, с 2010 года в школах страны был введён третий урок в неделю. В ряде нормативных документов также указывалось, что главной его направленностью должна быть  оздоровительная деятельность.
    Мой профессиональный опыт, накопленный за более чем десятилетний опыт работы учителем, позволил мне сформулировать определённую технологию этой деятельности на всех этапах обучения детей в школе. Основные положения этой технологии заключаются в следующем.
 Физкультурно-оздоровительная деятельность реализуется обычно через апробированные на протяжении многих лет такие её формы, как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные и динамические паузы, подвижные перемены, спортивный час в группе продлённого дня, различные внеклассные мероприятия и т.д. Однако, как показывает практика,  на уроке физической культуры обычно не обучают занимающихся, независимо от состояния их здоровья, правильному закреплению и использованию полученных «оздоровительных» знаний, умений и навыков.
Для успешного овладения учащимися навыками физкультурно-оздоровительной деятельности учителю, на мой взгляд, необходимо создать следующие предпосылки:
·        иметь представление о физических возможностях учащихся, присутствующих на уроке, уровне их физической подготовленности и реакции организма на физическую нагрузку;
·        знать методы контроля  функционального состояния организма детей и методику обучения физическим упражнениям с оздоровительной направленностью;
·        знать методику проведения восстановительных процедур, правила профилактики травматизма и правила оказания доврачебной медицинской помощи;
·        уметь ставить цели и задачи при организации оздоровительной деятельности на уроке, знать дозировку нагрузки и время выполнения упражнений;
·        знать методики обучения различным упражнениям, направленным на укрепление важнейших функциональных систем и опорно-двигательного аппарата;
·        уметь подготовить место проведения занятий.
Я считаю, что организация физкультурно-оздоровительной деятельности предусматривает решение следующих образовательных, воспитательных и оздоровительных задач:
·        овладение учащимися теоретическими знаниями о здоровом образе жизни;
·        овладение комплексами упражнений, способствующими профилактике различных заболеваний, и способами самоконтроля за состоянием здоровья;
·        совершенствование  основных физических качеств;
·        развитие познавательной деятельности, обеспечивающей успешное овладение программным материалом по физической культуре; формирование творческой инициативы и овладение навыком самостоятельной работы.
Контроль  освоения учащимися двигательных навыков и теоретических знаний  провожу постоянно в процессе обучения. При обучении упражнениям  выявляю  ошибки, показываю пути их исправления занимающимся и вношу коррективы в педагогический процесс. После выполнения упражнений на нескольких уроках выборочно  проверяю  усвоение данных двигательных действий у нескольких учеников.
В процессе обучения в школе я выделяю несколько этапов обучения учащихся навыкам физкультурно-оздоровительной деятельности.
I-IV классы
 В начальной школе дети  больше подвержены простудным заболеваниям, стрессам в связи с адаптацией к учебной нагрузке, к режиму образовательного учреждения. Учащиеся начальной школы должны овладеть основами дыхательной гимнастики, навыками мышечной релаксации, уверенно выполнять комплексы психической саморегуляции, упражнения направленные на профилактику нарушения осанки, зрения.  Широко  использую подвижные игры и упражнения для формирования основных физических качеств, для профилактики простудных заболеваний, закаливающие мероприятия.
V-IX классы
 За период обучения в V-IX классах учащиеся должны научиться не только правильному выполнению упражнений (самостоятельно или под моим руководством), но и показать, как используются оздоровительные упражнения в различных  ситуациях, при нарушениях в состоянии здоровья.
Физкультурно-оздоровительная деятельность приобретает здесь общеприкладную направленность, при которой учащиеся используют полученные знания, умения и навыки в соответствии со своими основополагающими потребностями в повседневной жизни.
X-XI классы
Учащихся данного возраста можно ориентировать на спортивно-оздоровительную деятельность. Акцент делаю на использовании упражнений спортивного направления для устранения недостатков телосложения; это – тяжёлая атлетика, стретчинг,  элементы спортивной гимнастики, гиревой спорт, шейпинг и  т.д.
Применение комплексов упражнений дыхательной гимнастики, аутогенной тренировки, психофизических комплексов ориентировано на формирование положительных черт характера, на управление эмоциональной сферой. При развитии физических качеств использую упражнения из лёгкой атлетики, единоборств, спортивных игр, спортивных танцев.
Одной из форм формирования творческой инициативы и овладения навыками самостоятельной работы учащихся по физкультурно-оздоровительной деятельности является выполнение рефератных работ и разработка проектов с использованием современных информационных средств.
Учебная работа, даже грамотно организованная, не решает в полной мере всех задач физического воспитания учащихся. В связи с этим в нашей школе реализуется целый ряд различных форм внеклассной физкультурно-спортивной деятельности.  Для учащихся начальной школы мною разработаны программы дополнительного образования детей: «Подвижные игры», «Баскетбол». Для учащихся средних и старших классов – «Пешеходный туризм».
Внеклассная работа реализуется в следующих формах  деятельности:
·        единый классный час «Быть здоровым – это здорово!»;
·        конкурс агитбригад «Мы голосуем за здоровье»;
·        активные перемены;
·        спортивные игры, эстафеты;
·        конкурс-акция «Спорт против наркотиков», «Профилактика вредных привычек»;
·        мониторинг физического развития учащихся;
·        неделя физической культуры;
·        Всемирный день здоровья
Важная роль отводится проектной деятельности учащихся.
Создан банк творческих работ, которые используются для демонстрации на видеомониторе в вестибюле школы.
 В нашей школе уже в течение нескольких лет работает спортивный клуб «Турист», который я  возглавляю. В состав клуба входят учащиеся со 2 по 11 класс, их родители, педагоги школы. Ребята регулярно тренируются и познают тонкости туристского мастерства. Команда клуба - «Риск» постоянно выступает на соревнованиях различного ранга и добивается стабильных успехов. В школе работает также клуб «Спортивный олимпиец», членом совета которого я являюсь. Советом клуба была разработана программа «Олимпийское кафе», которая успешно реализуется. На встречах в «Олимпийском кафе» осуществляется пропаганда здорового образа жизни на личном примере известных спортсменов. В качестве приглашенных спортсменов – выпускники школы, добившиеся успехов в спорте. Общение детей с гостями  за чашкой чая также является средством повышения их мотивации к здоровому образу жизни.
Вся проделанная работа отражается на спортивной страничке школьного сайта. Также создан виртуальный музей спортивных достижений на школьном сайте Школа61-Тула.РФ.
  В процессе работы получены положительные результаты: возрастает общий индекс по тестам физического развития учащихся, увеличивается количество победителей и призёров школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников и число учащихся, занимающихся в спортивных секциях, являющихся победителями и призёрами соревнований различного уровня.  В 2013г. ученица нашей школы Рахманина Мария получила денежную премию для поддержки талантливой молодёжи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
 На мой взгляд, можно сделать вывод, что работа в данном направлении в значительной мере обеспечивает физическое,  психическое  и  нравственное здоровье учащихся, то есть гармоничное развитие этих сфер личности, при хороших, стабильных показателях качества образования (результаты прилагаются).

доСТИЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты мониторинга состояния физического развития учащихся

учебный год
общий индекс  по тестам
2010-2011
3,36
2011-2012
3,37
2012-2013
3,38
2013-2014 (1 полугодие)
3,39

Количество победителей и призёров
школьного,  муниципального и регионального этапов Всероссийской
олимпиады школьников

учебный год
школьный этап
муниципальный этап
региональный этап
2009-2010
6 победителей
1 призёр
1 участник
1 участник
2010-2011
8 победителей
1 призёр
2 участника
1 участник
2011-2012
8 победителей
2 призёра
2 участника
1 участник
2012-2013
10 победителей
2 призёра
7 участников
1 участник
2013-2014
14 победителей
1 победитель
5 призёров
9 участников
2 участника

Количество учащихся занимающихся в спортивных секциях, являющихся победителями и призёрами соревнований различных уровней

Учебный год
Количество учащихся
2009-2010
14
2010-2011
17
2011-2012
19
2012-2013
21


На фото: учитель физической культуры Рахманина Н.В. и победитель второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников Багметов Д.