Методические разработки: "Пешеходный туризм", "Баскетбол".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 61 г. Тулы

Утверждаю
 Директор МБОУСОШ № 61
 ________________ О.В.Смирнова
 Заседание педагогического совета
 от _________________________
 Протокол № ________________




Дополнительная
образовательная программа
объединения «пешеходный туризм».


Рекомендована для возраста: 11-14лет.
Срок реализации: 1 год.
Уровень реализации: среднего (полного) общего образования
      Направленность: туристско-краеведческая.








Составитель программы:
Педагог дополнительного образования
Рахманина Наталья Васильевна.







Тула 2013 г.

Пояснительная записка

Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует приобретению навыков самостоятельной деятельности.
         Туристическое путешествие развивает физически, укрепляет растущий организм, обогащает человека знаниями, вырабатывает чувство коллективизма, дисциплинированность, организованность, волю, инициативу, стремление преодолевать трудности.
         В дополнение к современной системе среднего образования, которая преподает ученику массу предметных знаний, туризм дает простейшие жизненные навыки
         Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и предусматривает приобретение ими начальных знаний о своем крае, туризме, ориентировании на местности, азов оказания первой медицинской помощи.
         Для решения этих задач привлекается теоретический материал из различных областей человеческих знаний:  спорта, туризма, краеведения, физической культуры и т. д.
Программа «Пешеходный туризм» направлена на изучение основ начальной туристической подготовки, на расширение знаний по географии, краеведению, экологии, валеологии.

Цели:
1       воспитание здорового поколения
2       привлечение к занятиям туризмом детей младшего школьного возраста.
3       развитие наблюдательности и любознательности, экологической и санитарно-гигиенической культуры, самостоятельности, творческих способностей, спортивных навыков.

Задачи: по окончанию обучения  данной программы выявить группу детей, из которых в средней школе комплектуется команда для более углубленного занятия техникой туризма, участия в лагерях, соревнованиях, категорийных походах.









Содержание программы
                                                                    
1.  Введение.
·        задачи объединения
·        планы  на год
2.  Основы спортивного ориентирования
2.1. Правила ориентирования
Приёмы ориентирования на местности по различным признакам.
2.2. Карты и компас
Географические карты. Туристские карты и схемы. Назначение компаса. Правила общения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Определение сторон горизонта.
2.3. Приёмы ориентирования на местности.
3. Туристская подготовка.
3.1. Туристское снаряжение.
Личное снаряжение. Общественное снаряжение. Снаряжение для бавуака. Снаряжение для соревнований.
3.2. Узлы, их применение в туризме.
Типы узлов и верёвок. Вязка узлов: восьмёрка, прямой, встречный, стремя, схватывающий, булинь, проводник, двойной проводник, брамшкотовый.
3.3. Типы препятствий.
Спуск, подъём, переправа, траверс, маятник, бревно.
3.4. Отработка навыков.
4. Краеведение и экология.
Понятие «экология», «экологическое загрязнение», «экологически чистый продукт, маршрут, источник». Экскурсия по Кремлю.
5. Техника безопасности.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
6. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Личная гигиена. Раны и  их разновидности. Правила обработки ран.














Учебно-тематический план.








Практика
В помещении
На местности
1.
Введение. Цели и задачи на год.
3
3


2.

2.1
2.2
2.3

Основы спортивного ориентирования.
Правила ориентирования.
Карты и компас.
Приёмы ориентирования на местности.


6
6
15


3
3
3


3




3
12

3.
3.1
3.2
3.3
3.4
Туристская подготовка.
Туристское снаряжение.
Узлы, их применение в туризме.
Типы препятствий.
Отработка навыков.

6
18

3
18

3
6

3



12


9

3



9
4.
Краеведение и экология.
15
6

9
5.
Техника безопасности.
3
3


6.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
9
6
3

7.
ИТОГО
102
39
27
36




















Календарно-тематический план
на 2012-2013 учебный год. 
                                
занятия
Дата
Тема занятия
К-во
часов
Место
проведения
1.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по пешеходному туризму. Знакомство. Цели и задачи объединения, планы на год.
3
С/з
2.

Правила ориентирования.
3
С/з
3.

Ориентир. Определение сторон горизонта. Правила общения с компасом.
3
Стадион
4.

Ориентир. Определение сторон горизонта. Правила общения с компасом.
3
Стадион
5.

Дисциплина в походе и на практических занятиях – основа безопасности. Соблюдение мер безопасности при проведении занятий в помещении, на местности (улице). Правила поведения при переездах группы на транспорте.
3
С/з
6.

Туристское снаряжение.
3
С/з
7.

Карты и компас. Приёмы ориентирования на местности.
3
С/з
8.

Правила ориентирования.
3
С/з
9.

Отработка навыков прохождения этапа «навесная переправа».
3
Стадион
10.

Виды узлов. Применение узлов в туризме.
3
С/з
11.

Типы препятствий.
3
С/з
12.

Виды узлов. Применение узлов в туризме.
3
С/з
13.

Отработка навыков прохождения этапа «Бревно».
3
С/з
14.

Растения Тульского края.
3
С/з
15.

Вязка туристических узлов.
3
С/з
16.

Отработка навыков прохождения этапа «Спуск-подъём».
3
С/з

17.

Вязка туристических узлов.
3
С/з
18.

Отработка навыков прохождения этапа «навесная переправа».
3
С/з
19.

Достопримечательности Тулы.
3
С/з
20.

Вязка туристических узлов.
3
С/з
21.

Понятие «экология», «экологическое загрязнение», «экологически чистый продукт, маршрут, источник».
3
С/з
22.

Вязка туристических узлов.
3
С/з
23.

Понятие «экология», «экологическое загрязнение», «экологически чистый продукт, маршрут, источник».
3
С/з
24.

Личная гигиена.
3
С/з
25.

Раны и  их разновидности.
3
С/з
26.

Правила обработки ран.
3
С/з
27.

Туристское снаряжение.
3
С/з
28.

Отработка навыков прохождения этапа «Параллельные перила».
3
С/з
29.

Карты и компас. Приёмы ориентирования на местности.
3
Парк
30.

Приёмы ориентирования на местности.
3

31.

Отработка навыков прохождения этапа «Спуск-подъём».
3

32.

Приёмы ориентирования на местности.
3

33.


Экскурсия по кремлю.
3

34.


Приёмы ориентирования на местности.
3






Планируемые результаты:

По окончании  обучения учащиеся должны знать:
1       Организацию бивуака.
2       Достопримечательности Тулы.
3       Основы гигиены.
4       Состав медицинской аптечки.
5       Технику безопасности в походе.
 Должны уметь:
1       Ориентироваться в заданном направлении.
2       Организовывать туристский быт.
3       Проходить дистанцию 1 класса по туристскому многоборью.
4       Вязать узлы: восьмёрка, прямой, встречный, стремя, схватывающий, булинь, проводник, двойной проводник, брамшкотовый.

















Учебно-методический комплекс.

       Для проведения занятий по программе необходимо иметь комплект туристского снаряжения: верёвки 10,8,6 мм по 30, 40, 50 м, страховочные системы, карабины, спусковые устройства, зажимы, набор закладных элементов, палатки типа «Памирка», «Съерра» и др.
       Для проведения теоретических занятий используются различные типы карт: спортивные, топографические, схемы.
Используется топографический и видео материал по темам: «Подготовка и проведение СП и ЭП»; «Проведение ПСР», «Страховка и самостраховка», «Скалолазание». По данным темам используются не только учебные, но и художественные фильмы.
       При проведении занятий по оказанию ПМП используются как подручные средства, так и специальные, собранные и подготовленные вместе с детьми.
       Наглядные пособия применяются и в виде учебных таблиц и рисунков по темам: «Виды экстремальных ночлегов», «Костры» и т.д. Возможно и использование других материалов, полученных занятий и походов: собранных, сфотографированных и т.п.
       Важно и использование библиотеки и картографии МКК. При изучении тем, связанных с медицинской помощью, проведении поисково-спасательных работ необходимо сотрудничество с представителями городской службы спасения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 61 г. Тулы



«Утверждаю»:
                                                            Директор МОУ СОШ №61
Смирнова О.В.  Ф.И.О. директора
Заседание педагогического совета
                                                               От _____________________
         
                                                                  Протокол №_______________




Дополнительная
образовательная программа
объединения «баскетбол».


Рекомендована для возраста: 11-12 лет.
Срок реализации: 1 год.
Уровень реализации: среднего (полного) общего образования.
Направленность: спортивно-оздоровительная.








Составитель программы:
Педагог дополнительного образования
Рахманина Наталья Васильевна.






Тула 2011 г.
Пояснительная записка
        Дополнительная образовательная программа направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника: физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, приобретение опыта общения, воспитание нравственности.
         Целесообразность и актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство через спортивные игры.  Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально волевых качеств.
        Цель программы: углубленное изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачами программы являются:
• укрепление здоровья детей;
• содействие правильному физическому развитию;
• приобретение необходимых теоретических знаний;
• овладение основными приемами техники и тактики игры;
• воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
   коллективизма, чувства дружбы;
• привитие ученикам организаторских навыков;
• повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников         по баскетболу;
• подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов (11-12 лет).
Содержание программы:
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения,
подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий
обучению техническим и тактическим приемам игры.
Ожидаемые результаты от реализации программы: учащиеся получат
необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
У ученика будут сформированы:
• навыки организации и проведения спортивной игры баскетбол;
• умения соблюдать правила взаимодействия с игроками;
• навыки игровых действий и упражнений;
• коммуникативные способности

 Ученик получит возможность для формирования:
• знаний основ здорового образа жизни;
• навыков позитивного коммуникативного общения;
• знаний для физического самосовершенствования, знаний правил игры,
навыков судейства.

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьных соревнованиях.



Учебно-тематический план.




Всего часов
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Теоретические знания
8
2
2
2
2





Физическая подготовка
100









общая
42
12
8
4
2
2
2
2
4
6
специальная
58
-
4
8
8
8
8
8
8
6
Обучение и совершенствование техники
72
8
8
8
8
8
8
8
8
8
Обучение и совершенствование тактики
36
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Итого
216
26
26
26
26
22
22
22
24
24












Календарно-тематический план
на 2008-2009 учебный год. 
                                                                                                                       Объединение «Баскетбол»
                                           Руководитель Рахманина     Наталья Васильевна
занятия
Дата
Тема занятия
К-во
часов
Место
проведения


1.
сентябрь
Инструктаж по технике безопасности на занятиях по баскетболу. Задачи объединения, планы на год.
2


С/з
2.

ОФП: упражнения для развития быстроты.
2
Стадион МОУ СОШ №61
3.

Перемещения, остановки, ловля и передача мяча.
2
С/з
4.

ОФП: упражнения для развития силы.
2
С/з
5.

Перемещения, остановки, ловля и передача мяча.
2
С/з
6.

ОФП: упражнения для развития гибкости.
2
С/з
7.

Передачи мяча: на месте, в движении,
2
С/з
8.

ОФП: упражнения для развития выносливости.
2
С/з
9.

ОФП: упражнения для развития ловкости.
2
С/з
10.

Передачи мяча: на месте, в движении,
    2
С/з
11.

Индивидуальные тактические действия в нападении.
2
С/з
12.

ОФП: упражнения для развития быстроты.
2
С/з
13.

Индивидуальные тактические действия в нападении.
2
С/з
14.
октябрь
Спортивная игра – баскетбол.
2
С/з
15.

ОФП: упражнения для развития быстроты.
2
С/з
16.

Обучение броскам.
2
С/з

17.

ОФП: упражнения для развития ловкости.
2
С/з
18.

Обучение броскам.
2
С/з
19.

ОФП: упражнения для развития выносливости.
2
С/з
20.

Имитационные упражнения.
2
С/з
21.

ОФП: упражнения для развития силы.
2
С/з
22.

Упражнения для развития ориентировки.
2
С/з
23.

Индивидуальные тактические действия в нападении.
2
С/з
24.

Обучение броскам.
2
С/з
25.

Индивидуальные тактические действия в нападении.
2
С/з
26.

Обучение броскам.
2
С/з
27.
ноябрь
История развития баскетбола.
2
С/з
28.

Упражнения для развития ориентировки.
2
С/з
29.

Имитационные упражнения.
2
С/з
30.

ОФП: упражнения для развития ловкости.
2
С/з
31.

Упражнения для развития быстроты действий.
2
С/з
32.

ОФП: упражнения для развития быстроты.
2
С/з
33.


Упражнения для развития быстроты действий.
2
С/з
34.


Обучение ведению.
2
С/з
35.


Обучение передачам.
2
С/з
36.


Броски мяча.
2
С/з
37.


Групповые тактические действия в нападении.
2
С/з
38.


Групповые тактические действия в нападении.
2
С/з
39.


Ловля и передачи мяча.
2
С/з
40.

декабрь
Основные правила баскетбола.
2
С/з
41.


ОФП: упражнения для развития ловкости.
2
С/з
42.


Упражнения для развития быстроты действий.
2
С/з
43.


Упражнения для развития прыгучести.
2
С/з
44.

Перемещения игрока в нападении.
2
С/з
45.

Ловля и передачи мяча.
2
С/з
46.

Упражнения для развития быстроты действий.
2
С/з
47.

Упражнения для развития прыгучести.
2
С/з
48.

Броски мяча.
2
С/з
49.

Ловля и передачи мяча.
2
С/з
50.

Командные тактические действия в нападении.
2
С/з
51.

Командные тактические действия в нападении.
2
С/з
52.
январь
ОФП: упражнения для развития ловкости.
2
С/з
53.

Упражнения для развития быстроты действий.
2
С/з
54.

Упражнения для развития прыгучести.
2
С/з
55.

Ведение мяча, бросок мяча в корзину.
2
С/з
56.

Штрафной бросок.
2
С/з
57.

Упражнения для развития ориентировки.
2
С/з
58.

Имитационные упражнения.
2
С/з
59.

Ловля и передачи мяча. Отвлекающие действия.
2
С/з
60.

Ловля и передачи мяча. Отвлекающие действия.
2
С/з
61.

Индивидуальные тактические действия в защите.
2
С/з
62.

Индивидуальные тактические действия в защите.
2
С/з
63.
февраль
ОФП: упражнения для развития быстроты.
2
С/з
64.

Упражнения для развития быстроты действий.
2
С/з
65.

Упражнения для развития прыгучести.
2
С/з
66.

Обучение перемещениям в защите.
2
С/з
67.

Выбивание, вырывание, перехват мяча.
2
С/з
68.

Упражнения для развития ориентировки.
2
С/з
69.

Имитационные упражнения.
2
С/з
70.

Ведение мяча, бросок мяча в корзину.
2
С/з
71.

Штрафной бросок.
2
С/з
72.

Командные тактические действия в защите.
2
С/з
73.

Командные тактические действия в защите.
2
С/з
74.
март
ОФП: упражнения для развития быстроты.
2
С/з
75.

Упражнения для развития быстроты действий.
2
С/з
76.

Борьба за мяч, отскочивший от щита.
2
С/з
77.

Упражнения для развития прыгучести.
2
С/з
78.

Выбивание, вырывание, перехват мяча.
2
С/з
79.

Упражнения для развития ориентировки.
2
С/з
80.

Ведение мяча, бросок мяча в корзину.
2
С/з
81.

Имитационные упражнения.
2
С/з
82.

Штрафной бросок.
2
С/з
83.

Групповые тактические действия в защите.
2
С/з
84.

Групповые тактические действия в защите.
2
С/з
85.
апрель
ОФП: упражнения для развития быстроты.
2
С/з
86.

Упражнения для развития быстроты действий.
2
С/з
87.

ОФП: упражнения для развития ловкости.
2
С/з
88.

Упражнения для развития прыгучести.
2
С/з
89.

Выбивание, вырывание, перехват мяча.
2
С/з
90.

Упражнения для развития ориентировки.
2
С/з
91.

Ведение мяча, бросок мяча в корзину.
2
С/з
92.

Имитационные упражнения.
2
С/з
93.

Борьба за мяч, отскочивший от щита.
2
С/з
94.

Командные тактические действия в защите.
2
С/з
95.

Ловля и передачи мяча. Отвлекающие действия.
2
С/з
96.

Групповые тактические действия в защите.
2
С/з
97.
май
ОФП: упражнения для развития быстроты.
2
С/з
98.

Упражнения для развития прыгучести.
2
С/з
99.

ОФП: упражнения для развития ловкости.
2
С/з
100.

Упражнения для развития быстроты действий.
2
С/з
101.

ОФП: упражнения для развития выносливости.
2
С/з
102.

Упражнения для развития ориентировки.
2
С/з
103.

Ловля и передачи мяча. Отвлекающие действия.
2
С/з
104.

Борьба за мяч, отскочивший от щита.
2
С/з
105.

Командные тактические действия в нападении.
2
С/з
106.

Командные тактические действия в защите.
2
С/з
107.

Выбивание, вырывание, перехват мяча.
2
С/з
108.

Ведение мяча, бросок мяча в корзину.
2
С/з